Бюджетный кризис и долговой барьер Германии занимают главные места в заголовках газет в последние недели. Мы объясняем, почему правительство Олафа Шольца оказалось в сложной ситуации и что это может значить для вас.
Немецкие политики пытаются решить бюджетный кризис
Политики правящей в Германии коалиции во главе с Олафом Шольцем в настоящее время пытаются заполнить дыру в 17 миллиардов евро в бюджете на 2024 год.
Разговоры между Шольцем (СДПГ), министром финансов Кристианом Линднером (СвДП) и федеральным министром по делам экономики и климата Робертом Хабеком (“зеленые”) продолжались до ночи 3 декабря, поскольку правительство продолжает искать решение.
Проблемы впервые возникли в середине ноября, когда конституционный суд Баден-Вюртемберга постановил, что финансирование бюджета на 2024 год, который был объявлен еще в июле, не было обеспечено на законных основаниях. Для финансирования бюджета правительство Германии планировало перераспределить 60 миллиардов евро, оставшихся от экстренной политики по борьбе с коронавирусом, и использовать их для финансирования “Фонда трансформации климата” (KTF).
Поскольку праздники быстро приближаются, а второй проект бюджета также потребует нескольких дней обсуждения, прежде чем будет официально утвержден, на правительство оказывается давление, чтобы оно представило план в течение следующей недели. Если этого не произойдет, то, по мнению оптимистично настроенных комментаторов, проект может быть утвержден и в начале 2024 года, в то время как по мнению наиболее неблагоприятных прогнозистов, это может означать конец коалиции, которая уже несколько месяцев теряет свою популярность среди населения.
Что такое “долговой барьер” Германии (Schuldenbremse)?
Главным фактором, влияющим на ситуацию, в которой оказались Шольц и Ко, является долговой кризис Германии (Schuldenbremse). По конституции страны, Основному закону (Grundgesetz), правительство обязано занимать не более 0,35% ВВП.
Долговой ограничитель был введен правительством Меркель в 2009 году в попытке обеспечить стабильность немецкой экономики после мирового финансового кризиса 2008 года. Только в чрезвычайных ситуациях, как, например, во время распространения коронавируса, правительство может занимать более 0,35 процента ВВП.
Министр финансов Линднер заявил, что объявит 2023 год “чрезвычайным годом”, чтобы этот лимит можно было превысить. Однако Линднер и его партия склонны к затягиванию тугих узлов, и он уже заявил, что не будет объявлять 2024 год чрезвычайным, что заставляет многих беспокоиться о том, что меры жесткой экономии не за горами.
Линднер настолько предан идее долгового ограничения, что получил прозвище Sparfuchs (экономный лис или скупердяй). Согласно недавнему опросу SPIEGEL, две трети населения Германии в целом согласны с его подходом.
Однако многие критики утверждают, что долговой ограничитель должен быть пересмотрен или вообще отменен, заявляя, что этот конституционный пункт устарел для начала 2020-х годов, которые были омрачены рядом кризисов. В том числе с критикой выступил бывший министр финансов Пеер Штайнбрюк (СДПГ), который отчасти был ответственен за введение ограничения. “Мы испытываем острую потребность в инвестициях в различных областях”, – сказал Штайнбрюк в интервью газете DIE ZEIT. “Мы живем не в 2009 году, а в другое время”.
Выступая перед VAP, президент Немецкого института экономических исследований Марсель Фратцшер заявил, что сокращение планов Германии по финансированию экологических и цифровых преобразований “было бы огромной ошибкой для будущего”.
Какие сферы политики затронуты бюджетным кризисом в Германии?
Так какие же политические меры могут повлиять на будущее финансирование? В то время как “зеленые” предложили сократить субсидии на ископаемое топливо, Линднер и СвДП настаивают на том, чтобы взять из бюджета 45 %, которые были выделены на финансирование социального обеспечения. В июльском бюджете Линднера на 2024 год уже были запланированы значительные и неоднозначные сокращения родительского пособия (Elterngeld).
Конкретный план все еще находится в разработке, но если правящая коалиция не восполнит пробел в финансировании, некоторые из политик из запланированного “Фонда трансформации климата” (KTF) могут быть сокращены или отменены:
Ограничение цены на газ (Gaspreisbremse)
Этот пункт уже фактически подтвержден. На прошлой неделе Линднер объявил, что предельные цены на газ и электричество, введенные для поддержания доступности коммунальных услуг для населения после вторжения России на Украину, будут отменены с 31 декабря 2023 года.
Эта политика ограничивает цены на энергоносители максимум 12 центами за киловатт-час газа и 40 центами за киловатт-час электроэнергии для 80 процентов среднегодового потребления домохозяйства. Разницу выплачивает правительство Германии.
Это решение означает, что потребители могут ожидать повышения стоимости коммунальных услуг как раз в тот момент, когда наступит холодная январская погода.
Реконструкция железнодорожных путей Deutsche Bahn
Ухудшение состояния железнодорожной сети Германии – одна из главных причин снижения пунктуальности в последние годы, когда в 2022 году каждый третий пассажир задерживался.
Планы Deutsche Bahn по реконструкции основных маршрутов и каждой третьей железнодорожной станции по всей Германии к 2030 году, согласованные с Федеральным министерством транспорта, станут менее осуществимыми, если правительство не сможет заткнуть дыру в финансировании железнодорожных перевозок. Министр транспорта Фолькер Виссинг (СвДП) заявил, что планы по реконструкции 40 участков пути уже находятся под угрозой.
Субсидии на покупку электромобилей будут сокращены
В 2023 году люди, желавшие приобрести электромобиль в Германии, могли подать заявку на субсидирование его покупки – эта политика была направлена на поощрение экологически чистого транспорта. Однако, поскольку эти субсидии были выделены из климатического пакета, люди, подавшие заявку на получение денег, в конечном итоге могут их не получить.
По данным Министерства экономики, решающим фактором, который будет определять, можете ли вы надеяться на получение субсидии на свой банковский счет, будет то, зарегистрирован ли ваш автомобиль. Это особенно плохая новость для тех, кто, возможно, уже прошел через процесс покупки автомобиля, но не зарегистрировал его.
Климатический кризис обойдется Германии в 900 миллиардов к 2050 году
Тот факт, что в бюджете Германии теперь может быть отменено или сокращено финансирование климатической политики, приводит к тому, что еще большую часть расходов придется покрывать позже.
Исследование, проведенное Институтом эколого-экономических исследований Германии, показало, что при нынешних темпах развития политики экстремальные погодные условия, вызванные изменением климата, могут стоить федеративной республике до 900 миллиардов евро совокупного экономического ущерба к 2050 году.
Согласно исследованию, эта цифра может быть снижена до 280 миллиардов евро, если своевременно разработать политику, позволяющую избежать климатических переломных моментов. Однако критики фонда климатических преобразований – или, по крайней мере, той его версии, которая существовала до того, как правительство оказалось в бюджетном кризисе, – отмечают, что достижение климатической нейтральности Германии к 2045 году не будет достаточно быстрым, чтобы избежать этих переломных моментов.
Отправить ответ