Сотрудники служб безопасности аэропортов, наземный персонал Lufthansa, машинисты поездов, водители автобусов и врачи – по всей Германии прокатилась волна забастовок. Что же стало их причиной?
Сезон Tarifvertrag: Почему в Германии все бастуют?
Еще в декабре, после нескольких месяцев безуспешных переговоров с Deutsche Bahn, 97 процентов членов профсоюза машинистов немецких поездов (GDL) проголосовали за бессрочную забастовку. Хотя босс GDL Клаус Велсеки обещал повременить с забастовкой до окончания рождественских праздников.
С наступлением нового года в Германии прокатилась волна забастовок, причем не только членов GDL, но и сотрудников службы безопасности и наземного персонала в аэропортах, врачей и младшего медицинского персонала, а также водителей автобусов, трамваев и U-Bahn. Почти каждую неделю с 1 января в Германии проходит как минимум одна забастовка – либо по всей стране, либо в одной или нескольких землях, и переговоры продолжаются.
Одна из причин этого заключается в том, что новый год также принес с собой “сезон коллективных трудовых договоров” (Tarifvertrags-Saison). В Германии целые отрасли или отдельные компании могут работать на основе Tarifverträge (коллективных трудовых договоров). Эти договоры заключаются между работниками, представителями их профсоюзов и работодателями.
Однако у этих договоров есть срок действия, после чего работодатель, работник и представители профсоюза возвращаются за стол переговоров, чтобы обсудить новое соглашение. В настоящее время машинисты поездов, сотрудники службы безопасности аэропортов, водители автобусов, медицинские работники и многие другие ведут переговоры о новых Tarifverträge.
2024 год создает идеальные условия для забастовок в Германии
Однако переговоры не всегда приводят к забастовкам, которые считаются крайней мерой. Что же еще играет роль в сезоне Tarifvertrag 2024 года? “В последние несколько лет инфляция в стране была исторически высокой, поэтому работникам пришлось столкнуться с огромными потерями в зарплате в реальном выражении”, – сказал Deutsche Welle Торстен Шультен, исследователь из Фонда Ханса Бёклера.
В то время как большинство профсоюзов требуют значительного повышения зарплаты и единовременной выплаты компенсации за инфляцию, работодатели в 2024 году более неохотно соглашаются с требованиями, и, по крайней мере, в случае с GDL, отказываются идти навстречу до тех пор, пока не пройдут многочисленные предупредительные забастовки и более длительные забастовки. Все это затягивает переговоры и может сделать забастовки более регулярными, масштабными и продолжительными.
Все больше людей в Германии вступают в профсоюзы, и все моложе
В новейшей истории, по сравнению со своими европейскими и, в частности, французскими соседями, работники в Германии не так склонны к забастовкам. По данным Института экономических и социальных наук, в период с 2012 по 2021 год в Германии из-за забастовок на 1 000 работников было потеряно всего 18 рабочих дней в году, в то время как во Франции – 92 дня в году. Для сравнения, в Словакии (0 потерянных дней), Австрии (1) и Швейцарии (1) меньше всего забастовок в Европе.
В то время как переговоры по Tarifvertrag вызывают значительные сбои в Германии, коллективные договоры охватывают меньшее число работников в федеративной республике, чем чуть более десяти лет назад: 43 процента в 2023 году по сравнению с 56 процентами в 2010 году – и значительно меньше 80 процентов, установленных ЕС в 2022 году.
Но ver.di, один из крупнейших профсоюзов Германии, надеется, что эта волна забастовок станет доказательством изменения ситуации. По словам представителей организации, 2023 год стал для нее самым успешным с момента основания в 2001 году. В прошлом году в Германии в профсоюз вступило 193 000 новых членов, что составляет чистый прирост в 40 000 человек. Аналогичный рост наблюдается в GDL и профсоюзе работников гостиничного бизнеса NGG.
Нехватка рабочих рук в Германии повышает уверенность сотрудников
По мнению Марселя Фратцшера, главы Немецкого института экономических исследований, причиной этой волны являются не только тяжелые времена, пересекающиеся с инфляцией, последствиями пандемии коронавируса и ростом числа членов профсоюзов, но и возрождение уверенности работников во время рекордной нехватки рабочих рук в Германии.
У нас есть 1,8 миллиона свободных рабочих мест, и работники становятся более уверенными и говорят: “Мы хотим лучших условий труда и лучшей зарплаты”, – сказал Фратцшер в интервью Deutsche Welle. Демографический состав тех, кто выдвигает эти требования, также меняется: компания ver.di отметила, что в 2023 году более 50 000 ее новых членов были моложе 28 лет.
Профсоюзы также начинают требовать новых условий, привлекательных для молодого поколения. IG Metall, крупнейший европейский профсоюз, с 2020 года ведет переговоры о введении четырехдневной недели для металлургов в Германии, отчасти надеясь, что это поможет бороться с сокращением рабочих мест в отрасли, которая срочно нуждается в “зеленом” переходе.
Отправить ответ